Современные подходы к организации образовательного процесса в доу. Принципы и подходы в организации образовательного процесса в доо Просмотр содержимого документа ««Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками»»

«Современные подходы к организации образовательного процесса
в условиях введения ФГОС
дошкольного образования»

ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

СТАНДАРТЫ - это основные правила поведения, законные и правомочные требования.

Основные ПРИЗНАКИ стандартизации образования – объединение ОУ, единая форма, единые требования к учебной и методической литературе, образованию и воспитанию, единый стандарт оценки качества образования от дошкольников, 1 класса до ЕГЭ, публичная отчётность ДОУ, школ, мониторинг.

Стандарты определяют многоканальность финансирования: государство, родители, спонсоры, гранты, проекты, субсидии. ФГОС позволяют конструировать образовательные программы, многократно расширяя возможности педагогов. Стандарты в образовании как и Правила дорожного движения – необходимое благо, конечно не лишенное недостатков. Однако и без стандартов никакая социальная система существовать не может.

ФГОС определяют цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. На основе ФГОС разрабатываются образовательные программы ДОУ

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Наличие решения органа государственно-общественного управления (управляющий совет, педагогический совет, попечительский совет) о введении в ДОУ ФГОС.

2. Внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ.

3. Разработка на основе примерной основной программы дошкольного образования ООП ДОУ.

4. Утверждение ООП данного ДОУ.

5. Обеспечение соответствия нормативной базы ДОУ требованиям ФГОС.

6. Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и квалификационными характеристиками.

7. Разработка и утверждение плана – графика введения ФГОС ДО.

8. Определение списка методической литературы и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ДОУ (положения о логопункте, ПМПК, и т. д.)

10. Разработка:

Учебного плана, годового календарного графика;

Рабочих программ педагогов

Положения о мониторинге

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1. Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о введении ФГОС дошкольного образования.

2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.

3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение дополнений в содержание ООП дошкольного образования.

4. Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС.

По организации дополнительного образования;

По организации оценки достижения планируемых результатов

В введении ФГОС в ДОУ действует принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Согласно ФГОС ДО планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО основывается на комплексно - тематическом принципе. Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра-ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. (Данный факт так же не является новшеством, игра всегда была в дошкольном детстве ведущим видом деятельности). В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему игр-занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого. План воспитательно-образовательной работы - является основным документом в работе с детьми, и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Назначение документа – помочь достижению намеченных воспитательно-образовательных задач. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Хотя единых правил ведения этого документа нет, и он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании: выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО; систематичное и равномерное распределение материала по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определенной системе; четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат; учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр.

Ирина Александровна Голубева
Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников

В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес к изучению современных подходов воспитания в системе дошкольного образования .

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного общего образования нацелен на то , чтобы реализовывать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель обучения и воспитания.

Положительные изменения в дошкольном образовании дают свободу педагогу в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста . Выбранная педагогом форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. Актуальность данной проблемы позволила выбрать тему на семинар «Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников ».

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности, это использование инновационных подходов к организации образовательного процесса . В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования , форм и методов организации образовательного процесса , роли педагога.

Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Все мы знаем, что образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, который обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Современные подходы к организации образовательного процесса ДОУ связаны с переориентацией современного дошкольного образования с учебно-знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. В настоящее время самым эффективным обучением дошкольников , является применение инновационных технологий в воспитательном и образовательном процессе в дошкольном учреждении . Педагогическая инновация – это нововведение в педагогической деятельности , изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, поиск доступных активных методов и средств, для передачи информации, с целью повышения их эффективности. Согласно ФГОС ДО педагог должен создать условия социальной ситуации развития дошкольников , открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности , конструирования, восприятия сказки и др., сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Анализ сложившейся практики в деятельности нашего дошкольного учреждения , работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем :

Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов;

Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;

Нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений ;

Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.

Часто у педагогов возникает вопрос : с чего начать инновационную деятельность , каков будет ее конечный результат? Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности :

Выявление проблемной образовательной области , выдвижение цели обновления (обращается внимание , прежде всего на актуальность и значимость проблемы)

Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).

Проведение эксперимента.

Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.

Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).

В нашем ДОУ наряду с традиционными методами и приемами мы используем и инновационные технологии с детьми, родителями, и педагогами

КОП (кратковременные образовательные практики ) Что такое краткосрочные образовательные практики (КОПы? КОПы - это практики позволяющие ребёнку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата. Цель КОПов – создать условия для тех видов детской деятельности , какой дети хотели бы заниматься по своему выбору, выстраивая свой индивидуальный маршрут. Краткосрочная образовательная практика представляет собой :

практико-ориентированный курс с выходом на конкретный результат или продукт;

программа курса связана с практической деятельностью ребёнка и направлена на формирование различных умений и навыков воспитанников;

КОПы проводятся 2 раза в неделю, длительность 1 занятия в соответствии с возрастом детей (от 25 до 30 минут) .

Квест игры Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно- образовательный процесс , сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

С целью формирования умения построения профессиональной деятельности ,

соответствующей стратегии развития отчественного дошкольного образования , в ДОУ создаются условия для внутрикорпоративного обучения через использование интерактивных форм и методов обучения педагогов. Одним из активных методов повышения профессионального развития педагогов, используемого нами, является коучинг -раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей) . Коучинг, выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному стимулированию педагогов ДОУ. Коучинг в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса , которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности , в том числе и в сфере обучения. Нами определена общая основа коучинга : партнерство; раскрытие потенциала, результат. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость начинающих педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности . В роли коуча в нашем ДОУ на разных этапах выступает заведующий ДОУ и старший воспитатель. Применение метода коучинга в нашем ДОУв системе сопровождения профессионального развития педагогов обеспечивает качественно новый уровень таких показателей профессионализма, как : психолого-педагогическая культура; мотивация успеха; профессиональные коммуникативные умения и качества овладение приемами, способами саморегуляции и самокоррекции профессиональной деятельности , способность к рефлексиив профессиональной деятельности и т . д

Таким образом , использование метода коучинга помогает администрации ДОУ эффективно управлять личностно-профессиональным развитием педагогов

В заключении хочется сказать, в современном мире происходит модернизации системы образования . Безусловно, это коснулось и дошкольного образования . Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных подходов в практику работы . Инновационный подход в рамках личностно-ориентированного образования является двигателем педагогики в целом. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования , образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию занятий , организацию педагогической среды.

Современные подходы и инновации направлены на главную фигуру в образовании- ребенка . Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности воспитателя : понять дошкольника , принять его, признать его как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний , учитывая возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить. Поэтому так актуальны сегодня современные подходы , которые направлены на организацию деятельности учащихся , на развитие через эту деятельность их умений , качеств, компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ »

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . 2013 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования »

Уманская Н. В. Иванова А. И. «Об инновациях ФГОС ДО» , «Управление ДОУ» №7-2014

Нечаев М. П., Романова Г. А. «Стратегия реализации целей и задач ФГОС ДО» «Управление ДОУ» №7-2014

Гуськова Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 10 "Подсолнушек"
Населённый пункт: Балаково Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.
Дата публикации: 18.02.2017
Раздел: дошкольное образование

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В ДОУ.

Гуськова Валентина Алексеевна

воспитатель

Шагова Галина Иннокентьевна

Заведующий детским садом
МАДОУ «Детский сад № 10 «Подсолнушек», г. Балаково E-mail: guskovavalentina81@mail
Аннотация:
в статье рассматриваются проводимые реформы образования в настоящее время, которые направленные на повышение эффективности обучения дошкольников.
Ключевые слова
: семья, дети, детский сад.
INNOVATIVE APPROACHES TO ORGANIZATION OF EDUCATIONAL

AND OBRAZOVATELNOGO IN DOE.
Gus"kova Valentina educator Shahova Galina Innokentievna Head of kindergarten MADOU "the kindergarten № 10 "podsolnushek", Balakovo E-mail:guskovavalentina81@mail
Abstract:
the article deals with the ongoing education reform at the present time, which are aimed at improving the effectiveness of training preschoolers.
Key words
: family, children, kindergarten.
Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение - один из социальных институтов, отвечающий на важнейшие, жизнеобеспечивающие запросы общества. В наше время во главу угла общество ставит цели и задачи, прежде всего направленные на развитие личности. Система управления дошкольным учреждением может эффективно функционировать только тогда, когда все ее составные звенья отвечают требованиям сегодняшнего дня. Развитие же учреждения предполагает инновационный подход, совершенствова ние структуры всей организации детского сада, переход на горизонтальный корпоративный принцип управления, при котором руководители целенаправленно совершенствуют свою деятельность и деятельность своих сотрудников. Для выстраивания такой управленческой системы необходимым условием становится формирование высокомотивированных профессионально подготовленных руководителей и педагогов, умеющих работать с учетом ситуационного, системного и проектного подходов, предполагающих качественные изменения в дошкольном учреждении. Что касается руководи- теля учреждения, то он в первую очередь должен быть носителем нового управленческого мышления, ориентированного на интеграцию усилий сотрудников, широкое использование культурно-этических инструментов управления. Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и добиваться более высоких
результатов в работе, что позволяет повышать качество образования на начальной его ступени. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие детских дошкольных учреждений. Центральным звеном образовательной системы является педагог. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала. Концепция модернизации российского образования предъявляет высокие требования к работе педагогов, она направлена на повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка. Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательного процесса. В процессе совершенствования форм методической работы с педагогическим коллективом, направленном на повышение проф е ссиона льной компетентности воспитателей, в нашем дошкольном учреждении стали повсеместно применять проектный метод. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения
желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества. При выборе инновационных подходов к построению педагогического процесса в нашем дошкольном учреждении стремятся повысить квалификацию педагогов, поднять авторитет учреждения и завоевать доверие родителей. Перед педагогами была поставлена задача - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, т.к. это способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из успешных решений задач инновационной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса. В нашем ДОУ начали работу по совершенствованию с глубокого всестороннего анализа воспитательно- образовательного процесса, профессиональных и творческих возможностей педагогов. В процессе анализа наработанного опыта нашего дошкольного учреждения были замечены определенные закономерности, влияющие на творческую индивидуальность каждого воспитателя. Осознать свои творческие возможности и применять их в работе с детьми может не каждый педагог. Многим воспитателям была необходима помощь при собственном творческом раскрытии, более того помощь была необходима и в нахождении этому применения в общей работе всего детского сада. Педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно построить взаимодействие с детским и родительским коллективами по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, у нас в ДОУ приветствуется и поощряется самообразование воспитателей, посещение семинаров, практикумов и тренингов, направленных на совершенствование
образовательной деятельности в ДОУ, а также на изучение проектного метода. Инновационная деятельность в нашем ДОУ реализуется через групповые тематические проекты, которые направлены на работу педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду. Программа включает в себя художественное и эстетическое развитие детей, фи зкул ьту р н о -о зд о р о в и т е л ь н ы е за н я т и я, э к с п е р и м е н т а л ь н о – исследовательскую и социальную работу. Прежде чем внедрить тот или иной проект в воспитательно-образовательный процесс, он активно обсуждается на методических собраниях сотрудников ДОУ. Проект может быть скорректирован и дополнен методическими разработками других воспитателей. Таким образом, происходит передача опыта и идей между воспитателями в детском саду и в воспитательно- образовательный процесс внедряется все самое интересное. Также имеется возможность скорректировать возможные проблемы и ошибки в проекте на основе опыта воспитателей, уже внедрявших аналогичный проект в свою педагогическую практику. Также после проведения того или иного проекта происходит его обсуждение на собрании воспитателей, которое позволяет выявить достоинства и недостатки проектов. По итогам обсуждения проведенных мероприятий и изучения продуктивной деятельности детей педагоги выносят предложения по возможной корректировке проектов, методов, приемов работы с детьми и родителями, определяют дальнейшие перспективы данного проекта: продолжить накопление материала для обобщения опыта работы по данной проблеме; взять за основу тематического плана; включить конспекты занятий и развлечений в уже имеющийся в ДОУ цикл. Также в нашем дошкольном учреждении широко применяется принцип индивидуализации образования. Сопровождение развития ребенка
становится неотъемлемым элементом дошкольного образования в условиях ее модернизации. Индивидуализация образования - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельности. Технология сопровождения развития ребенка позволяет решать эту задачу. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей - потенциала развития, потребностей и интересов. Внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволяет найти подход к каждому ребенку, выявлять его таланы и способствовать развитию личности.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 3. Волобуева В.Я., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского сада. – М.: АПО, 1994

Итоговая аттестационная работа «Современные подходы ФГОС ДО»

Реферат по курсу повышения квалификации «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДОУ»

Выполнила:Савельева Н.В.

Волгодонск

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и определяет задачи современного дошкольного образования, которые состоят в обеспечении:

    равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства,

    охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,

    благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными склонностями,

    преемственности ООП дошкольного и начального образования,

    психолого-педагогической поддержки семьи,

    формирования общей культуры личности детей, предпосылок учебной деятельности,

    объединения обучения и воспитания в целостный процесс,

    вариативности и разнообразия содержания Программ,

    формирования социокультурной среды.

ФГОС включает в себя требования к:

    структуре ООП.

    условиям реализации ООП.

    результатам освоения ООП.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцева), можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Индивидуальный подход и индивидуализация образования

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей). Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.

Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении.

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляютбольшой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности)оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т.ч. не посещающих ДОУ.

ФГОС ДО предъявляет требования и к условиям реализации Программы, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.

Требования к психолого-педагогическим условиям следующие:

    уважение к человеческому достоинству детей,

    использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям,

    построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,

    поддержка инициативы и самостоятельности детей,

    защита детей от всех форм физического и психического насилия,

    поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей.

Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей).

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к материально-техническим условиям – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений, учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы.

Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей –наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей). Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

    делают выбор;

    активно играют;

    используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

    работают все вместе и заботятся друг о друге;

    отвечают за свои поступки.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства.

Обобщение пройденного на 1 курсе материла:

1. Образовательный процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

2. Образовательный процесс выполняет ряд функций - развивающую, социализирующую (воспитывающую), информационную (обучающую) и адаптивную.

3. Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.

4. Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.

5. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фак-тор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

а) понятие образовательного процесса в ДОУ;

В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

Образовательный процесс в ДОУ - это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат - разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Образовательный процесс в ДОУ - это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиям (ФГТ).

Образовательный процесс ориентирован на обеспечение линий развития ребенка (они отражены в проекте ГОС ДО ФГТ к ООП ДО)


Линии развития ребенка дошкольного возраста

Физическое

Социально-личеностное

Художественно-эстетическое

Познавательно-речевое

Например, линия познавательно-речевого развития. В этой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности, в поиске новых впечатлений, апробировании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания.

Образовательный процесс детского сада характеризуется общими для образовательного процесса как педагогического явления принципами, структурой и логикой построения. Вместе с тем, существует специфика процессов воспитания и обучения в ДОУ, которая обусловлена возрастными особенностями и закономерностями развития ребенка на этапе дошкольного детства.

Для того, чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования.

б) принципы образовательного процесса ДОУ;

Принципы образовательного процесса - система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

Принцип целостности развития ребенка. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Примеры, иллюстрирующий связь умственного воспитания с другими сторонами воспитания и развития ребенка.

Физическое и умственное. С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой, присываться), которые становятся основой для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни.

Эстетическое и умственное. Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия - основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.

Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка (проиллюстрировать самостоятельно).

Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук - ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака - привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки - наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении - учимся бесконфликтному общению и т.д.

Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.

Принцип учета возрастных возможностей детей . Данный принцип реализуется через идею ампфлификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип инди-видуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Индивидуальный подход. Каждый человек индивидуален. Он развивается в соответствии со своими темпами и программой развития. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка. Поэтому он соотносит задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка, находя место и время для индивидуальной работы.

Дифференцированный подход. Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуально развитых детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно-образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно-логической формы мышления.

Принцип обеспечения эмоционально-психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально-насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).

Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.

2. Основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.), определяющих следующие основные подходы к образованию детей дошкольного возраста: культурно-исторический; деятельностный; личностный.

3. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

4. Сочетать и взаимосвязывать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

5. Отвечать принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы.

6. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

7. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

8. Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

9. Обеспечивать в инвариантной части разностороннее развитие детей по основным направлениям в рамках образовательных областей» (Приложение 2).

Операционально-деятельностный компонент образовательного процесса ДОУ представлен педагогическими средствами, методами и формами.

Средства образовательного процесса - это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.

В образовательном процессе ДОУ в качестве таковых выступают:

Предметы среды, окружающей ребенка (игрушки, конструктивные материалы, произведения литературы и искусства, дидактические материалы и т.д.). То есть различная наглядность (предметная и символическая(модели, макеты, литературные образы, макеты, картины, иллюстрации, рисунки и т.д.) В своей совокупности и определенном порядке размещения в пространстве они создают предметную развивающую среду группы и детского сада в целом;

Социальное окружение (педагоги, специалисты, родители, сверстники и общение с ними)

Разнообразные виды детской деятельности (прежде всего -игра(ее разные виды), продуктивная деятельность, эстетически ориентированная деятельность, двигательная и т.д. Эти виды деятельности, наполненные обучающим, воспитывающим содержанием, включающие в себя задачи обучения, воспитания и развития ребенка, специально организуемые или самостоятельные выполняют функцию средства педагогического процесса.

В качестве средства (как и метода) могут рассматриваться образовательные ситуации(стихийные или организованные, воспитывающие, обучающие или развивающие, житейские или специально созданные) в которые вовлекается ребенок и действуя в них, решая различные задачи активно изменяется, приобретает опыт.

Все средства связаны друг с другом, используются в единстве и комплексе. Их выбор определяется:

Характером целей и задач образовательного процесса

Возможностями и уровнем развития воспитанников

Средства связаны с методами, поскольку они могут являться частью метода (то есть с помощью средств реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на достижение целей развития и образования ребенка).

В образовательном процессе детского сада используются различные методы воспитания и методы обучения . Наиболее значимыми из них являются игровые, наглядные и практические. О специфике использования методов педагогического процесса мы будем вести речь применительно к конкретным направлениям образовательного процесса и его задачам

Важным элементов опреационально-деятельностного компонента педагогического процесса детского сада, наряду с средствами и методами являются формы организации . Своеобразие развития и образования ребенка на этапе дошкольного детства определяет и специфику форм организации образовательного процесса. К таким относятся: различные режимные моменты (это не только временные отрезки в ходе которых осуществляется обихаживание ребенка, присмотр за ним, но и решаются различные образовательные задачи.

В такие моменты ребенок накапливает опыт (познавательный, социальный и др), который затем в специально организованных формах работы будет обобщаться и систематизироваться. Кроме режимных моментов в качестве организационной формы традиционно рассматривалось занятие с детьми. Это коллектиная форма воспитания и обучения ребенка о необходимости введения, который в образовательный процесс ДОУ писала А.П. Усова.

Она отмечала, что занятие не есть аналог урока в школе, адаптированный к возможностям и специфике обучения детей дошкольного возраста, это иная по сути и способу организации форма работы с детьми, призванная систематизировать, упорядочить тот разнообразный, стихийный опыт, который накоплен ребенком в иных формах образовательной деятельности. Долгое время занятия рассматривались как основная форма обучения и воспитания детей в детском саду. Излишняя дидактизация педагогического процесса привела в конечно итоге к тому, что практически все образовательные задачи воспитатели стремились реализовать на занятиях, которых для детей было не так много в режиме дня.

Отсюда стремление интенсифицировать темп работы на занятиях, переполнить их избыточным содержанием, увеличить количество, привнести элементы занятия как организованной и управляемой учебно-познавательной деятельности детей в другие моменты жизни воспитанников, в игры, труд и т.д. В настоящее время предложено ограничить количество и виды занятий для детей - занятия в старшем возрасте по математике и развитию речи с целью подготовки к школе. Само же обучение ребенка как организованный процесс предлагается осуществлять в иных формах -

Непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

Совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач.

В связи с этим возникает множество проблем и вопросов : чем отличается занятие от непосредственной образовательной деятельности, реализуемой как совместная педагога и ребенка? Эти отличия носят сущностной или формальный характер? Если меняется форма организации обучения и воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ, то что она будет из себя представлять с точки зрения содержания, характера взаимоотношений педагога и ребенка, структуры, времени, методики? Отказавшись от занятий, где, когда и за счет какого времени реализовать то образовательное содержание, которое традиционно реализовывалось на занятиях? и другие, на которые еще только предстоит ответить, теоретически обосновав и технологически обеспечив их решение.

Ресурсный компонент образовательного процесса - это система условий, при которых успешно могут быть решены цели и задачи воспитания и обучения.

Выделим группыусловий, обеспечивающих организацию и осуществление образовательного процесса в ДО:

Средовые - организация среды, обеспечивающей активность ребенка.

Психолого-педагогические - реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка, реализация принципа природосообразности, построение субъект-субъектного взаимодействия (взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе диалога и сотрудничества), реализация принципа индивидуализации, организация взаимодействия развивающего и развивающегося с семьёй.

Дидактические - реализация принципа интеграции и комплексно-тематического планирования организации образовательного процесса, осуществление образовательного процесса с помощью педагогических средств, методов и форм, адекватных возрастному потенциалу, целям и задачам образовательной программы, своевременное изучение и коррекция образовательного процесса.

Организационные - установление социального партнёрства ДОУ с семьёй и ближайшим социальным окружением (библиотека, театр, музей), использование нормативно-правовых требований в области дошкольного образования.